24.12.2009

Мастерская начинается с мастера...

О. Мандельштам, "Египетская марка"
...Я не боюсь бессвязности и разрывов.
Стригу бумагу длинными ножницами.
Подклеиваю ленточки бахромкой.
Рукопись — всегда буря, истрепанная, исклеванная.
Она — черновик сонаты.
Марать — лучше, чем писать.
Не боюсь швов и желтизны клея.
Портняжу, бездельничаю.


Анастасия Альбокринова: «Мастерская все-таки начинается с Мастера. Мастер- обладатель таинственного знания, носитель своего языка. Дети в мастерскую приходят для освоения этого языка, но не перенятия его, буквально, а для того, чтобы в системе новых знаковых обозначений создавать свои смыслы. Язык- это только форма, содержание у каждого свое.
Владение языком не может быть «правильным» или «неправильным», возможны ошибки (неправильное использование материала, неаккуратность, небрежность)- но это все в принципе формирует «авторский стиль», как почерк- у каждого человека свой.
Материал- очень хрупкая и сложная форма, ценность материала задается не только в отношении к самому материалу, а в отношении к себе- то, как ты с ним обращаешься, говорит о тебе самом. Соответственно приобретает важность постоянное внимание, открытие новых свойств, взаимодействие с ним.
Как раз здесь и происходит «оживление» материала, когда ты видишь, что он с тобой взаимодействует, выдвигая свои требования, что он неожиданен и сложен. Многое в окружающем мире теперь можно рассматривать с этой позиции, что бумага- не просто клочок, это город, просто он еще не построен, не раскрыт. Закат- не просто солнце и небо- в нем есть сои краски, и эти краски в твоей палитре, просто ты ими еще не рисовал. Ведь твое солнце может быть оранжево-зеленым и садиться ровно в 3:15. Вобщем мир вокруг оживает от того, что ты видишь возможность своего влияния на него, и его секреты, которыми он может с тобой поделиться.
Важный момент- мастерская- это не способ высказаться о том, что у тебя внутри, переводя словесную форму в картинки и фигурки. Когда работаешь с материалом- говоришь на непередаваемом, безаналоговом языке. То, что ты можешь выразить на мастерской- иногда не скажешь словами. Поэтому так сложен последующий разговор.
Для этого можно использовать не обычное обсуждение, а постпроект- это не менее полноценное высказывание, чем творение внутри мастерской, это не описание своей работы. Постпроект- это история о созданном, сказка, повествование, здесь нет буквализма, и почему голубой цвет, и что это такое в правом углу. Это история, передающая твои мысли, ощущения от созданного, дающая ему возможность жить и развиваться внутри тобой же созданной сказки.
Что еще сказать.. мастерская дает не результат, а умение. И Мастер- не учит делать, а учит уметь делать. Поэтому не так важно иметь законченный результат, важно получить уверенность, что ты можешь теперь сам общаться, взаимодействовать и создавать из знакомых и еще не знакомых тебе материалов.»
В данной статье говорится о важности и сложности последующего разговора. Вопрос остается о том. А чему же учит этот разговор? - учит он ребенка и меня более тонко чувствовать и выражать то, что я вижу, слышу, ощущаю. А это чрезвычайно важное умение для человека. Само действие создания в взаимодействии с материалом и разговор должны поддерживать друг друга.

Отсюда рождается мысль о том, что человек не может учиться и познавать этот мир один. Для того, чтоб создать что-то новое, нужен другой человек, нужен диалог.

Из поста Тани Тумановой на сайте milhauz.com: “Если относиться к человеку, ребенку который рождается, что в нем уже есть целый мир, душа, а не как к чистому листу на котором "правильное воспитание" и обрзование могут написать что угодно, но понятно тогда что в нем все уже есть изначально. Мир. А потом всякие вещи просто проявляются, и если проявляются по-настоящему - то в общем, конечно, уже "ура!!"(ура, и еще раз ура). Правда. И, возможно, большая часть художников и кого там еще вытаскивают из себя вот всякие такие штуки.
Теперь - чтобы создать новое, а не проявить, вытащить из себя, понятно что точно нужен кто-то другой , со своим материалом, миром. Это как дети, которые от одного человека не рождаются почему-то.
А, вот, так если в случае создания (а не проявления) "строительный материал" - это миры, души, то вот и критерий, на котором взаимодействие должно быть, чтобы быть созданием. Взаимодействие душ. По-моему красиво.”

Все то, что сказано выше выстраивает принципы работы и построения мастерской и ее концепта:
Сегодня начну с концепта:
Разговор об умении, мастерстве, мастере, искусстве как определенном языке со своими законами и правилами и этапами изучения. Отдельное измерение. Обозначение его особенности и выработка умения к нему отноистся.

Комментариев нет: